«Старички» против «новаторов»: как найти точки соприкосновения и двигаться вперед?
«Да как же они не понимают! Не ведают, что творят!», — кричит каждая из сторон корпоративного конфликта. «Мы же, именно мы за всё хорошее, в то время как они…» несется от обеих сторон. «Старички» против «новаторов», вечная игра тех, кто за сохранение, и тех, кто сейчас за изменение, – охранители безвозвратно ушедшего прошлого и конкистадоры, сметающие всё на своем пути ради золотого будущего.
Интрига в том, что в любой момент времени в наших компаниях есть и те, и другие, потому что системе важны и те, и те. Как бы больно это слышать ни было тем, кто «сражается» в рядах одной из сторон. «Нам надо срочно меняться, мы безнадежно отстали, впереди пропасть», кричат одни. «Мы потеряем и разрушим то, что делает нас нами, нашу уникальность, корневую идентичность — станем такими же как все и потерпим катастрофу», отвечают другие. И выступая именно так, создают механизм балансировки в системе, когда «заставляют» учитывать и преимущества изменений, и… преимущества сохранения.
Потому что при внимательном рассмотрении видно, что те, кто ратуют за изменение, как будто исключают из рассмотрения выгоды текущего момента, преимущества того, как было в прошлом и есть сейчас. Фокус их внимания на минусах сегодня и преимуществах, которые получит компания в результате изменения. А вот плюсы для компании оставаться в том, как есть, и минусы будущей модели, ее ограничения и неприятные последствия — исключают из рассмотрения. Оно и понятно, изменения двигать и так непросто.
И ровно наоборот, те, кто про «важно учитывать опыт прошлого и сохранять», фокусируются на том, что «сломают то, что работает, а взамен не построят», то есть на плюсах того, как есть сейчас, и минусах, если поменяем. Исключают тем самым отрицательные последствия, накапливаемые текущей моделью, и преимущества, которые ждут компанию в результате изменений.
Выход — помочь каждой стороне увидеть картинку шире, то есть одновременно и свою, и того, кто напротив. С уважением, эмпатическим принятием и пониманием, что каждый хочет как лучше и видит то, что имеет значение для системы в целом. Потому что важно и прошлое, и настоящее, и будущее. Значит, прояснять и выкладывать плюсы и минусы каждой из позиций на стол и совместно искать решение. Задача — нащупывать дорожку к тому, чтобы минимизировать негативные последствия, которые видят стороны, и максимизировать положительные, которые также видны через фокусы внимания каждой из сторон.
Впрочем, больно будет по-любому, когда окажется, что «правых» нет и каждый видит только часть реальности, но не саму реальность… Значит, бережно к каждому и к себе в том числе.