Тысячами часов обсуждаем с CEO перипетии их взаимоотношений с акционерами, членами советов директоров, «подставленными замами, смотрящими от мажоритария», «неприкасаемыми из прошлого», да и просто ключевыми сотрудниками, внезапно поймавшими звезду. И каждый раз возникает этот вопрос — так на ком и на чем стоит фокусировать внимание, когда эмоции бушуют и так и хочется хоть где-то высказать всё, что думаешь… И про сопротивление изменениям, и про «никто вам не вернет старого гендира и его порядки, потому что это была осознанная замена», и про «зачем позвали-то, если сами всё знаете как надо и даже вздохнуть самостоятельно не позволяете». Много чего проговариваем, выпуская пар…
В такие моменты главное — вспоминать «в чем цель», возвращать ее на свой радар. Ради чего большего я пришел в эту компанию, зачем выбрал строить этот бизнес, какие возможности для реализации потенциала бизнеса, себя и команды вижу? Потому что как только эта цель возвращается, заново переосмысляется и выбирается, фокус начинает проясняться сам собой.
Нет цели доказать «другим», что я тут самый умный, главный, прав. Можно заниматься этим самолюбованием и защитой Эго сколь угодно долго и спускать энергию и время в трубу. Нас определяют не те, кого мы назначили врагами. Моська, как вы помните, тоже лаяла на слона, но от того быть мелкой скандальной собачкой, мешающейся под ногами, не перестала. Нас определяют наши союзники — те, кто готов вместе с нами идти и строить компанию и бизнес мечты, то, что сделает жизнь людей вокруг легче, чище, здоровее, благоприятнее. И ровно поэтому так важно для CEO сместить фокус своего внимания с борьбы против «врагов» на выстраивание сетей партнерств, на формирование базы союзников — тех, кто будет компетентен и готов искренне и вовлеченно участвовать в изменениях, строить будущее. Отметьте, что слово «лояльных» здесь не звучит.
Лояльность — сложная штука. Зачастую она следствие зависимости, невостребованности сотрудника на рынке. И тогда вам важна не лояльность зависимых, за которой нет вовлеченности и роста производительности, а вовлеченность компетентных и востребованных на рынке коллег, партнеров, акционеров. Тех, с кем вы действительно сможете создать жизнестойкий бизнес и даже сменить парадигму отрасли.
Именно поэтому ключевой фокус внимания CEO — на наращивание и углубление сетей связей с теми, кто может стать союзниками, с теми, кто способен привнести больше жизни в эту систему. А как же «враги»? Удивительное дело, при внимательном рассмотрении оказывается, что врагов мы создаем сами. Потому что они нам нужны, чтобы скрывать от самих себя глубинную уверенность в том, что «я не достоин уважения, меня изгонят, я ничто».
Силу CEO определяют союзники, команда, партнеры — те, кто реальным поведением вовлечен в наращивание жизнеспособности бизнеса. И да, это гораздо более длинный путь, нежели фиксироваться на «врагах» и объяснять все их происками. Сильные ищут союзников, а не врагов. Фиксация на врагах — удел слабых.