Статьи

Вопросы, создающие из вас топового коммуникатора

«Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент просить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на „ты”, сказать: „А вот это не твоего собачьего ума дело”, – и ваш партнер смягчится, как ошпаренный», — «советовал» Жванецкий.
Отчаянно страшно пробовать, искать, находить гипотезы картин мира других участников коммуникации. Гораздо проще упорно твердить о своем, рассказывать раз за разом свою версию, настаивать, чтобы согласились, встали в один ряд, начали видеть мир аналогично. Тогда можно не сомневаться в себе, отпустить дятла неудобных вопросов и… потерять пространство возможностей, когда кроме невротических плохого и второго плохого вариантов находятся еще версии и гипотезы, как найти win-win.
Сложные коммуникации потому и сложные, что метод «просто рассказать, как я думаю и, если не доходит, повторить громче», не работает или даже дает обратный результат.
Фокус успешной коммуникации в том, чтобы, разобравшись, «что на самом деле я хочу» (иногда даже этот шаг решает многие вопросы), понять, чего хочет, в чем нуждается тот, кто напротив. Понять его потребности, мотивы, стремления, факты, интерпретации — его картину мира.

– Что для него важно в этом кейсе?
– С чем связана эта важность?
– Почему он так оценивает тот или иной факт?
– Что чувствует? Что думает, когда так чувствует?
– Как видит ограничения и возможности ситуации?
– Каким был бы для него идеальный результат?
– Кем тогда он станет, если этого результата достигнет?
Что изменится в его жизни?
– Как он видит свой путь Героя? Какие предпочитает способы реализации намеченного? Что в фокусе его внимания?
– В чем вы для него можете быть ресурсом?

Каждый следует за своей собственной мечтой — следствием своего опыта, знаний, физиологии, особенностей психики. Мы отличаемся от всех остальных, а от нас не отличается никто. И ровно поэтому сильные лидеры так сосредоточены на исследовании того, что происходит, на том, чтобы слушать и слышать.